"Первый раз в первый класс!" — такие или похожие плакаты радуют кого угодно, но только не родителей будущих первоклассников. Еще бы — такое событие в жизни чада! как все сложится? такая ли милая учительница, какой показалась при первом знакомстве? осилит ли сыночка или доченька эту жуткую школьную программу?
Советов для родителей первоклассника великое множество. И при этом, никто не даст никакой гарантии быстрого адаптирования ребенка к новым школьным условиям.
Но есть моменты, которые родители должны усвоить как дважды-два, и для лучшего усвоения предлагаю поиграть в игру »наоборот» — то есть очень-очень ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ!
Итак, поехали!
1. Нервничайте как можно больше! регулярно высказывайте все опасения по-поводу школы, учительницы, домашних заданий и контрольных работ. Разумеется, при первокласснике, желательно подкрепляя свой психоз жуткими рассказами. Не имеет значения, если приврете — так даже лучше, действеннее!
2. Начните пугать детей школой еще в утробе матери. Ну или хотя бы лет с шести. Не получается у чада аккуратно склеить аппликацию, или усидчивости не хватает, или еще что не так — обязательно скажите что-то вроде «вот как ты в школу-то пойдешь! тебе ведь одни двойки будут ставить!» А если добавить в тираду слова «бестолочь», «идиот», «и в кого ты такой уродился» — будет просто замечательно!
3. Уже с осени начните критиковать учителя при ребенке. Рассматривая тетрадь с заданием, обязательно поинтересуйтесь об умственных способностях учительницы. Прокомментируйте идиотизм школьной программы: подойдут определения «какая дубина это придумала», «ну кто ж так пишет\делает\детей учит» (на выбор, или все по очереди). Да, и не вздумайте подойти к педагогу и задать ЕЙ все смущающие вас вопросы!
4. Все финансовые проблемы обсуждайте при вашем ребенке. Родительский комитет принял решение сдать по n-рублей на нужды класса? Каждый месяц приезжает цирк и требуется 100 рублей? Обязательно задайте вопрос не кому-нибудь, а своему чаду: "Я что, миллионер?", а после, вынимая из кошелька деньги, непременно внятно и четко нарисуйте словесный портрет учителя, распихивающего по карманам ваши кровнозаработанные денежки. Вовлекайте в эту беседу ваших домочадцев, включая первоклассника.
5. Не напрягайте себя походом к учителю. Чего ходить-то? Надо — сама вызовет! Ведь вы все равно никакие претензии в глаза ей высказывать не будете! А если будете — то совершенно не намерены вникать в ее аргументы. Ведь родительское собрание — один вопрос: сколько денег в этом триместре. Персональная беседа — да что она сказать-то может, все равно не поверите, что ваш чудный ребенок способен вести себя совсем не так мило как дома… А захочет похвалить — пусть в дневнике пишет.
Что ж, это конечно шутка. И не 5, а гораздо больше нюансов в общении учителя с родителем. Но самое главное — мамы, папы, бабушки и дедушки! не забывайте, что в обучении участвуют ТРИ стороны: сам ребенок, школа и семья. УЧАСТВУЮТ! а не наблюдают в сторонке… Помните!
Что может скрываться за двойками, или Истинные причины неуспеваемости
Основная проблема, которая не дает многим родителям спать спокойно
и побуждает их искать помощи у специалистов, - школьная неуспеваемость.
Причем чаще всего родителей волнуют недостаточно хорошие оценки по двум
предметам - русскому языку и математике. И это вполне обоснованно.
Все причины школьных затруднений можно разделить на два больших блока:
1) нейропсихологические - несформированность внимания, памяти, мышления, слабость нервной системы…;
2) социально-педагогические - отношения в семье, со сверстниками и в школе.
И сегодня мы поговорим только о нейропсихологических причинах.
Современная система обучения в школе рассчитана на человека, мозг
которого полностью сформирован. Однако созревание мозга - процесс хоть и
закономерный, но длительный, и протекает у каждого ребенка по-своему, с
разной скоростью и неравномерно. Мозг со временем, конечно же, созреет,
но когда это произойдет, ребенок может упустить очень многое из
школьного материала.
Почему ребенок так несобран и неусидчив? Почему на уроке все у него падает, он и десяти минут не усидит спокойно на стуле?
Нейропсихологи объясняют подобные ситуации тем, что в настоящее
время у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур
головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов. Эти отделы
первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка
питает электроприборы. Если их тонус снижен, то весь мозг работает, как
лампочка вполнакала… Эти отделы мозга формируются раньше всех, но в
неблагоприятных ситуациях они первыми и страдают: алкоголь или болезни у
будущей матери, осложненная беременность и патологии при родах, травмы и
тяжелые заболевания в раннем детстве…
А у него для того и падает, чтобы он мог поднять… И таким образом
ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы
мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом).
Несформированность этого энергетического блока (и это встречается
чаще всего) не позволяет ребенку долго заниматься одним видом
деятельности из-за быстрой утомляемости и истощаемости, что часто
ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная
несостоятельность.
Я работала с 8-летним Сережей, который мог быть спокойным и
внимательным только одну минуту, а уже следующую минуту ему необходимо
было побегать и попрыгать. Постепенно, работая в специально подобранном
для него режиме, мы смогли развить у Сережи способность быть
внимательным в течение всего урока. А ведь речь шла о переводе его на
домашнее обучение, обучаясь второй год в первом классе, он не усваивал
программу. На самом деле Сережа достаточно смышленый, просто его
энергетического ресурса хватало ненадолго.
Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему не слушается, плохо ведет себя?
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает
недостаточность блока программирования и контроля. Это может быть
связано с гипер- или гипотонусом после рождения, что говорит о
несформированности его психических процессов.
Эти дети не учитывают правила поведения, они могут встать из-за
парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте
всякой ерундой и мешать соседу.
Импульсивный пятиклассник Саша все время забывал, что нужно
поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивал сразу то, что знает.
Поведение его внешне выглядело как дурашливость и становилось все более
бесконтрольным. Саша не соблюдал любые правила (русского языка или
поведения) и не мог себя контролировать, даже если хотел. И правила
русского языка он знал, а писал все равно с дурацкими ошибками.
И оценки его были весьма разнообразны, двойки чередовались с пятер-ками…
Саше помогли групповые занятия, где он научился играть в игры по
правилам. Ему было очень интересно на занятиях, и он был вынужден
подчиниться правилам и контролировать себя. Сначала эти правила были
элементарными, потом они становились более четкими и строгими, игры -
более сложными. Причем, о том, что Саша учится именно самоконтролю, мы
не говорили. Мальчик просто играл с другими детьми в разные
психологические игры, и в школе, и дома очень скоро заметили, что он
стал более спокойным и адекватным, улучшилась успеваемость.
Почему ребенок легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой?
Почему пишет как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше?
Недостаточность блока приема, хранения и переработки информации
отвечает за память, восприятие предметов и пространства. Проявляется это
в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «д» и «б»,
неуспеваемости по русскому языку и математике, чтению и черчению,
истории и химии…
Ошибочно считается, что если трудности в письме, то надо больше
писать, если в чтении - больше читать. Эти трудные, не дающие
удовлетворения занятия убивают радость самой работы, польза от них
минимальная, и они не приносят должного результата. А иногда дают
результат, прямо противоположный.
Семиклассник Ваня никак не мог выучить таблицу умножения, плохо
запоминал стихи, с трудом владел устным счетом. И хотя он «долбил»
таблицу умножения, это не помогало. А все потому, что у него плохо
развито чувство ритма. И «долбежка» не поможет изменить организацию его
мозга, а только больше будет угнетать и истощать мозг. А развитие
соответствующих отделов головного мозга выправит ситуацию.
Девятилетний Данил, с нормальным слухом, зрением и интеллектом,
писал неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за
двигательные функции рук, речевое внимание. А такого же возраста Анна,
тоже с нормальным слухом, зрением и интеллектом, писала неграмотно из-за
несформированности отделов мозга, отвечающих за
зрительно-пространственную ориентацию. И этим детям потребовалась
различная программа нейропсихологической коррекции.
Поэтому, прежде чем заниматься дополнительно тем или иным
предметом с отстающим ребенком, следует выяснить природу его школьных
неуспехов и тогда уже постараться помочь.
Существующая сегодня нейропсихологическая диагностика может
определить, недостаточность каких именно мозговых структур влияет на
успеваемость ребенка, делается это по специализированным
нейропсихологическим пробам (задания, игры) и по анализу характера
ошибок.